Процессоры Ivy Bridge — это уже второй
вариант интеловской микро архитектуры, характеризующейся гибридным дизайном,
объединяющим в одном полупроводниковом кристалле вычислительные ядра с
графическим. По сравнению с предыдущей версией микроархитектуры, Sandy Bridge,
изменения произошли кардинальные, причём касаются они в первую очередь именно графического ядра. Ivy Bridge должен был стать результатом переноса
предыдущего дизайна на новый, 22-нм технологический процесс, но, по факту, с
точки зрения графических возможностей произошёл очень существенный шаг вперёд.
Именно поэтому рассмотрение нового видеоядра, входящего в Ivy Bridge, сделали в
виде отдельного материала — количество всевозможных нововведений чрезвычайно
велико, да и улучшение 3D-производительности носит совсем нешуточный характер.
Отличное представление о том, насколько
существенны произошедшие изменения, можно получить, просто сопоставляя
полупроводниковые кристаллы Ivy Bridge и Sandy Bridge. Оба они выполнены по различным технологическим процессам и имеют различную
площадь. Но в то время как в дизайне Sandy Bridge на долю графического ядра
было отведено примерно 19 процентов площади кристалла, в Ivy Bridge эта доля
возросла до 28 процентов. А это значит, что сложность входящей в состав
процессора графики увеличилась более чем вдвое: со 189 до 392 млн транзисторов.
Совершенно очевидно, что такой заметный рост транзисторного бюджета впустую
уйти не мог.
Необходимо подчеркнуть, что политика Intel
в отношении объединения вычислительных и графического ядер и наращивания
мощности последнего несколько расходится с концепцией APU, предложенной
компанией AMD. Интеловский конкурент рассматривает внутрипроцессорное
графическое ядро в качестве дополнения к вычислительным, рассчитывая, что
гибкие программируемые шейдерные процессоры смогут стать подспорьем в деле
увеличения общей производительности решения. Intel же возможность широкого
использования графики для вычислений в расчет не берет: с традиционно
процессорным быстродействием у Ivу Bridge всё в порядке и так. При этом
первоочередная роль графического ядра — совершенно традиционная, а борьба
разработчиков за приумножение его мощности обусловлена желанием максимально
снизить число случаев, когда дискретная видеокарта выступает необходимым
системным компонентом, особенно в мобильных компьютерах.
Впрочем, что подход AMD, что Intel —
результат оказывается один и тот же. Рыночная доля дискретной графики неуклонно
сокращается, уступая место интегрированной графике новых поколений, которая к
настоящему времени приобрела поддержку DirectX 11 и получила производительность
выше, чем у целого ряда бюджетных видеокарт. В данном материале посмотрим на
реализованные в Ivy Bridge графические акселераторы Intel HD Graphics 4000 и
Intel HD Graphics 2500 и попробуем оценить, использование каких дискретные
видеокарт потеряло свой смысл с появлением интеловской графики нового
поколения.
Графическая архитектура Intel HD Graphics 4000/2500
Увеличение производительности
интегрированных графических ядер — далеко не такая простая задача. И то, что
Intel смогла поднять её за несколько лет более чем на порядок — на самом деле
результат серьёзной инженерной работы. Основная проблема здесь заключается в
том, что интегрированные графические акселераторы не могут воспользоваться выделенной
высокоскоростной видеопамятью, а делят с вычислительными ядрами обычную
системную память с достаточно низкой по меркам современных 3D-приложений
пропускной способностью. Поэтому оптимизация работы с памятью — это самый
первый шаг, который необходимо сделать при проектировании быстродействующей
встраиваемой графики.
И этот важный шаг компания Intel
осуществила в прошлом варианте микроархитектуры — Sandy Bridge. Внедрение
кольцевой внутрипроцессорной шины, связывающей воедино все компоненты CPU
(вычислительные ядра, кеш третьего уровня, графику, системный агент с
контроллером памяти), открыло для встроенного видеоядра короткий и
прогрессивный маршрут для обращений в память — через быстродействующий кеш
третьего уровня. Иными словами, интегрированное графическое ядро наряду с
вычислительными процессорными ядрами стало равноправным пользователем L3-кеша и
контроллера памяти, что существенно уменьшило простои, обусловленные ожиданием
графических данных для обработки. Кольцевая шина оказалась до того удачной находкой
прошлого дизайна, что в новую микроархитектуру Ivy Bridge она перекочевала без
каких бы то ни было изменений.
Что же касается внутреннего строения
графического ядра Ivy Bridge, то в целом его можно считать дальнейшим развитием
идей, заложенных в акселераторах HD Graphics предыдущих поколений.
Так, при переходе от микроархитектуры
Sandy Bridge к Ivy Bridge рост производительности графики достигается в первую
очередь за счёт увеличения количества исполнительных устройств, тем более что
внутреннее строение HD Graphics изначально подразумевало техническую
возможность их простейшего добавления. В то время как в старшем варианте
графики из Sandy Bridge, HD Graphics 3000, было реализовано 12 устройств,
наиболее производительная модификация встраиваемого в Ivy Bridge видеоядра, HD
Graphics 4000, получила 16 исполнительных устройств. Однако только лишь этим
дело не ограничилось, сами устройства тоже были улучшены. В них добавился
второй текстурный сэмплер, а пропускная способность возросла до трёх инструкций
за такт.
Увеличение скорости обработки данных графическим
ядром потребовало от разработчиков вновь задуматься и об их своевременной
доставке. Поэтому в графическом ядре Ivy Bridge появилась и своя собственная
кеш-память. Объём её не разглашается, однако, судя по всему, речь идёт о
небольшом, но высокоскоростном внутреннем буфере.
Хотя нововведения в микроархитектуре
графического ядра и кажутся на первый взгляд не слишком значительными, в сумме
они выливаются в хорошо заметный невооружённым глазом прирост
3D-производительности, оцениваемый самой компанией Intel как двукратный.
Кстати, примерно такой же прирост должно будет предложить и следующее поколение
акселераторов HD Graphics, которые будут встраиваться в процессоры семейства
Haswell. В них количество исполнительных устройств вырастет до 20, а в борьбу
за уменьшение латентностей при работе графического ядра с памятью включится кеш
четвёртого уровня.
Что же касается графики Ivy Bridge, то
наращивание её быстродействия было далеко не единственной целью инженеров.
Параллельно с ним в соответствие современным требованиям приведены и формальные
спецификации нового графического ядра. Это означает, что в HD Graphics 4000
наконец появилась полная поддержка Shader Model 5.0 и аппаратной тесселяции. То
есть теперь интеловская графика полностью совместима «в железе» с программными
интерфейсами DirectX 11 и OpenGL 3.1. Ну и конечно, не станет проблемой работа
HD Graphics 4000 в грядущей операционной системе Windows 8 — необходимые
драйверы уже доступны на сайте Intel.
Также Intel добавила в новое графическое
ядро и возможность выполнения его средствами вычислительной работы, для этого в
новом поколении HD Graphics появилась поддержка DirectCompute 5.0 и OpenCL. В
процессорах Sandy Bridge эти программные интерфейсы также поддерживались, но на
уровне драйвера, который переадресовывал соответствующую нагрузку на
вычислительные ядра. С выходом Ivy Bridge полноценные вычисления на GPU стали
доступными и в системах с интеловской графикой.
В свете современных реалий инженеры Intel
уделили внимание и поддержке становящихся всё более популярными многомониторных
конфигураций. Графическое ядро HD Graphics 4000 стало первым интеловским
интегрированным решением, способным работать с тремя независимыми дисплеями. Но
имейте в виду, для реализации этой функции потребовалось увеличение ширины шины
FDI, по которой изображение передаётся из процессора в набор системной логики.
Так что поддержка трёх мониторов возможна только с новыми материнками, использующими
чипсеты седьмой серии.
Кроме того, существуют некоторые
ограничения в разрешениях и способах подключения мониторов. В настольной
платформе, базирующейся на процессорах семейства Ivy Bridge, теоретически можно
получить три выхода: первый — универсальный (HDMI, DVI, VGA или DisplayPort) с
максимальным разрешением 1920x1200, второй — DisplayPort, HDMI или DVI с
разрешением до 1920x1200 и третий — DisplayPort с поддержкой высоких разрешений
вплоть до 2560x1600. То есть популярный вариант с подключением WQXGA-мониторов
через Dual-Link DVI с Intel HD Graphics 4000 реализовать всё ещё
невозможно. Зато версия протокола HDMI доведена до 1.4а, а протокола
DisplayPort — до 1.1а, что в первом случае означает поддержку 3D, а во втором —
способность интерфейса к передаче аудиопотока.
Инновации затронули и другие составные
части графического ядра процессоров Ivy Bridge, в том числе и их мультимедийные
возможности. Качественное аппаратное декодирование форматов AVC/H.264, VC-1 и
MPEG-2 было успешно реализовано ещё в прошлом поколении HD Graphics, но в
графике Ivy Bridge алгоритмы AVC-декодирования были скорректированы. За счёт
нового дизайна модуля, отвечающего за контекстно-адаптивное кодирование,
выросла производительность аппаратного декодера, что вылилось в теоретическую
возможность одновременного воспроизведения нескольких потоков с высоким
разрешением, вплоть до 4096x4096.
Немалый прогресс затронул и технологию
Quick Sync, предназначенную для быстрого аппаратного кодирования видео в формат
AVC/H.264. Введённая в строй в Sandy Bridge, она была признана колоссальным
прорывом ещё полтора года назад. Благодаря ей процессоры Intel выдвинулись на
первые места в скорости транскодирования видео высокого разрешения, для
выполнения которого теперь отводится отдельный аппаратный блок, являющийся
частью графического ядра. В рамках HD Graphics 4000 технология Quick Sync стала
ещё лучше и получила усовершенствованный медиасэмплер. В результате обновлённый
движок Quick Sync обеспечивает по сравнению с его прошлой Sandy Bridge-версией
примерно двукратное преимущество в скорости перекодирования в формат H.264. При
этом в рамках технологии улучшилось и качество выдаваемого кодеком видео, а
также стали поддерживаться сверхвысокие разрешения видеоконтента, вплоть до
4096х4096.
Разница Intel HD Graphics 4000 против Intel HD Graphics 2500
Как и раньше, Intel интегрирует в Ivy
Bridge два варианта графического ядра. На этот раз это HD Graphics 4000 и HD
Graphics 2500. Старшая и высокопроизводительная модификация, про которую в
первую очередь шла речь в предыдущем разделе, впитала в себя все заложенные в
микроархитектуре улучшения. Младшая же версия графики направлена не на
установление новых стандартов быстродействия для интегрированных решений, а на
простое обеспечение для современных процессоров минимально необходимого уровня
графической функциональности.
Разница между HD Graphics 4000 и HD
Graphics 2500 кардинальная. Быстрая версия видеоядра обладает шестнадцатью
исполнительными устройствами, в младшей же их количество урезано до шести. В
результате, в то время как HD Graphics 4000 обеспечивает примерно двукратное
превосходство в теоретической 3D-производительности над видеоакселератором
прошлого поколения HD Graphics 3000, преимущество HD Graphics 2500 перед HD
Graphics 2000 прогнозируется на уровне 10-20 процентов. То же самое касается и
скорости работы Quick Sync — двукратный рост скорости по сравнению с
предшественниками обещан лишь только применительно к старшим версиям видеоядра.
«Полноценное» ядро HD Graphics 4000 при
этом можно встретить далеко не во всех представителях поколения Ivy Bridge, а
главным образом лишь в мобильных, где интегрированная в CPU графика наиболее
востребована. В десктопных же моделях HD Graphics 4000 присутствует либо в
процессорах серии Core i7, либо в оверклокерских Core i5 (с суффиксом K в
модельном номере) с единственным исключением из этого правила — процессором
Core i5-3475S. Во всех же остальных случаях пользователям настольных систем
приходится либо иметь дело с HD Graphics 2500, либо прибегать к услугам внешних
графических ускорителей.
К счастью, увеличение разрыва между
старшими и младшими модификациями интеловской графики произошло исключительно в
производительности. Функциональность HD Graphics 2500 нисколько не пострадала.
Так же как и в HD Graphics 4000, в младшей версии есть поддержка DirectX 11 и
трёхмониторных конфигураций.
Следует отметить, что, как и ранее, в
разных процессорах Core третьего поколения графическое ядро может
функционировать на различных частотах. Например, производительность встроенной
графики заботит Intel больше, когда речь идёт о мобильных решениях, и это
отражается на частотах. В целом мобильные процессоры Ivy Bridge имеют ядро
HD Graphics 4000, работающее на слегка более высокой
частоте, чем в случае их десктопных модификаций. Кроме того, разница в частоте
встроенной графики может быть обусловлена и ограничениями в тепловыделении
разных моделей CPU.
К тому же частота работы графики —
величина переменная. В процессорах Ivy Bridge реализована специальная
технология Intel HD Graphics Dynamic Frequency, которая интерактивно управляет
частотой видеоядра в зависимости от нагрузки на вычислительные ядра процессора
и их текущего энергопотребления и тепловыделения.
Поэтому в числе характеристик конкретных
реализаций HD Graphics указывается две частоты: минимальная и максимальная.
Первая характерна для состояния простоя, вторая же — это целевая частота, до
которой графическое ядро стремится разогнаться, если это позволяет текущее
энергопотребление и тепловыделение, под нагрузкой.
ТЕСТ!!!
В тестах задействовались следующие аппаратные и программные компоненты:
Процессоры:
- Intel Core i5-3570K (Ivy Bridge, 4 ядра, 3.4-3,8 ГГц, 6 Мбайт L3, HD Graphics 4000);
- Intel Core i5-3550 (Ivy Bridge, 4 ядра, 3,3-3,7 ГГц, 6 Мбайт L3, HD Graphics 2500);
- Intel Core i5-2500K (Sandy Bridge, 4 ядра, 3,3-3,7 ГГц, 6 Мбайт L3, HD Graphics 3000);
- Intel Core i5-2400 (Sandy Bridge, 4 ядра, 3,1-3,4 ГГц, 6 Мбайт L3, HD Graphics 2000);
- AMD A8-3870K (Llano, 4 ядра, 3,0 ГГц, 4 Мбайта L2, Radeon HD 6550D);
- AMD A6-3650 (Llano, 4 ядра, 2,6 ГГц, 4 Мбайта L2, Radeon HD 6530D).
Материнские платы:
- ASUS P8Z77-V Deluxe (LGA1155, Intel Z77 Express);
- Gigabyte GA-A75-UD4H (Socket FM1, AMD A75).
Видеокарты:
- AMD Radeon HD 6570 1 Гбайт GDDR5 128-бит;
- AMD Radeon HD 6450 512 Мбайт GDDR5 64-бита.
Память: 2x4 Гбайт, DDR3-1866 SDRAM, 9-11-9-27 (Kingston KHX1866C9D3K2/8GX).
Дисковая подсистема: Crucial m4 256 Гбайт (CT256M4SSD2).
Блок питания: Tagan TG880-U33II (880 W).
Операционная система: Microsoft Windows 7 SP1 Ultimate x64.
Драйверы:
- AMD Catalyst 12.4 Driver;
- AMD Chipset Driver 12.4;
- Intel Chipset Driver 9.3.0.1019;
- Intel Graphics Media Accelerator Driver 15.28.0.64.2729;
- Intel Rapid Storage Technology 10.8.0.1003.
3DMark Vantage
3DMark 11
Batman Arkham City
Battlefield 3
Civilization V
Crysis 2
Dirt 3
Far Cry 2
Mafia II
Производительность при работе с видео
Материал сайта 3dnews.ru